
Замена домофона, да еще и вымышленная, обошлась вологжанке в 36 млн рублей с лишним. Берегите себя, предупредите близких об этой (да и о других известных вам) схеме мошенничества и никому никогда не диктуйте никакие присланные коды. Фото: из архива редакции
Деньги и драгоценности
69-летней жительнице Вологды позвонили и сообщили, что в ее подъезде будут менять домофон. Звонивший «специалист» сказал, что для подтверждения согласия на замену домофона женщине нужно продиктовать код, который сейчас придет ей на телефон. Так пенсионерка и сделала.
А вскоре ей позвонил другой человек, заявил, что предыдущий звонок являлся мошенничеством и теперь злоумышленники «несанкционированно проникли» в ее аккаунт на портале госуслуг, скачивают паспортные данные, оформляют доверенность на некоего гражданина и т. д. А потом женщину и вовсе запугали тем, что ей из-за подозрительных финансовых операций грозит обвинение в поддержке экстремизма. Объяснили: чтобы избежать проблем, необходимо «провести инкассацию денежных средств». Пенсионерка установила на телефон приложение и перевела мошенникам 225 тысяч рублей.
На этом дело не закончилось. Злоумышленники узнали, что у женщины есть 6 кг ювелирных изделий (она собирала их на протяжении 20 лет, общая стоимость составляет порядка 36 млн рублей). В итоге к ней отправили курьера, он пришел около полуночи, и она передала ему два пакета украшений.
Все это время и в следующий день женщину держали на связи – не давали отключить телефон. Только когда ее пришел навестить сын, пенсионерка прекратила разговор.
Поняв, что стала жертвой мошенников, вологжанка обратилась в УМВД России «Вологда». Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
В комментариях к этой новости в соцсетях некоторые люди рассказывают, что им тоже звонили с такими «домофонными» разговорами. Номер, с которого звонили одной из женщин, относится к Венесуэле, если судить по телефонному коду.
Когда читаешь или даже сам пишешь о таком, думаешь: да разве можно на это купиться? Ясно ведь, что тут «развод». Но когда такое происходит с тобой, правда очень легко растеряться. Словом, переходим к рассказу о личном опыте.
Похоже, что некоторые коды, которые приходят изначально («для подтверждения согласия на смену домофона» или что-то подобное), - это проверочные коды от различных сторонних сервисов, допустим, по покупке электронных полисов ОСАГО. Видимо, мошенники просто делают в эти сервисы те или иные запросы, используя телефонные номера жертв, чтобы именно на эти номера приходили проверочные коды, которыми далее можно запугивать жертв. Фото: Анастасия Ташева
Три бесплатных ключа
Моей маме позвонили на сотовый телефон. У него проблемы с динамиком, почти всегда она сразу включает громкую связь, так что последующий диалог я слышала, хотя поначалу не прислушивалась.
Краем уха я уловила, что какой-то мужчина, называющий мою маму по имени-отчеству, объясняет, мол, завтра в подъезде будут менять домофон, на каждую квартиру полагается три бесплатных ключа, а дополнительные ключи будут стоить 80 рублей за штуку. Мужчина поинтересовался, сколько ключей нужно (мама ответила, что четыре). Рассказал, что завтра в 10 часов утра подъедет мастер, описал, на какой он будет машине, какая на нем будет форма. Попросил заранее приготовить 80 рублей.
Было в этом разговоре множество мелких деталей, так и настраивающих на доверие к собеседнику. И имя-отчество моей мамы он знает, и название фирмы, производящей домофоны, сообщает, и каким-то особенно заинтересованным не кажется. Да и вообще, у кого из нас домофоны ассоциируются с мошенничеством?
Мужчина пустился в объяснения про коды: каждой квартире присвоят код и потом номер квартиры нужно будет вводить, предварительно нажав решетку, а после номера снова решетку (и все это будет прописано в памятке, которую мастер обязательно оставит)… Как ни странно, это меня не насторожило, хотя, если рассудить здраво, зачем так заморачиваться с введением номеров квартир на домофоне?
Во время данного объяснения мама подошла ко мне, чтобы я тоже «слушала и запоминала», мало ли, вдруг она что-то не поймет или забудет. А собеседник тем временем рассказывал, что присвоенный квартире код маме сейчас пришлют и она должна будет его продиктовать.
И только при словосочетании «продиктовать код» у меня в голове сработал тревожный звоночек. Я обрубила звонок. Код действительно пришел, и сразу после этого позвонили дважды – с того же номера, потом с другого (у номеров был одинаковый телефонный код, который, если верить интернету, относится к Южно-Африканской Республике). Мы не ответили – уже искали в Сети подобные схемы мошенничества.
Оказалось, домофонный способ мошенничества сейчас распространен. Пострадавшие рассказывают, что им потом отправляют сообщения по различным мессенджерам якобы о входе в их аккаунт на портале госуслуг и/или начинаются звонки от «службы поддержки Роскомнадзора», «сотрудников финансового мониторинга» и прочих фальшивых ведомств и должностных лиц. В одних случаях человеку говорят, что злоумышленники получили доступ к его персональным данным, оформили на него кредит и ему, чтобы обезопасить сбережения, срочно надо перевести деньги на безопасный счет. В других случаях мошенники сразу требуют перевести деньги им, представляясь сотрудниками правоохранительных органов и угрожая уголовным делом за «финансирование недружественной страны», которое якобы было осуществлено. Это не все примеры, уловок много, итог один – человек остается без денег, иногда еще и со взятым кредитом.
Сложно объяснить
Замечу, что моя мама – женщина более чем адекватная, не обделенная здоровым скептицизмом. Но она призналась, что если б меня не было рядом, она бы точно продиктовала код, ничего не заподозрив. А я подумала, что и сама на ее месте тоже могла продиктовать код. Мне сложно это объяснить логически, но речь того человека как будто усыпила всю бдительность, меня абсолютно ничего не настораживало до самого последнего момента. Как ни крути, а мошенники свое дело знают.
Мы с мамой решили позвонить в полицию и рассказать о случившемся – вдруг информация пригодится, допустим, для профилактики и в итоге кого-нибудь да убережет.
Я со своего телефона позвонила по номеру 112, коротко обрисовала ситуацию. Узнав, что никто никому никаких кодов и личных данных не передавал и материального ущерба нет, мне сказали, что со мной в ближайшее время свяжутся. Минут, наверное, через 15 позвонили непосредственно из полиции, правда, судя по номеру, из Вологды. Еще раз удостоверились, что мы данных не передавали и денег не переводили; сказали, что в ближайшие дни со мной свяжутся уже череповецкие полицейские. И предупредили, что мошенники могут позвонить снова и представиться сотрудниками Росгвардии, службой безопасности Центробанка или портала госуслуг, сотрудниками ФСБ – словом, кем угодно; и, напомнив обо всей этой истории, снова попытаются так или иначе выманить деньги.
Позвонивший череповецкий полицейский опять спросил, точно ли мы не диктовали мошенникам никакие коды и не переводили никакие деньги. Потом попросил продиктовать номер, с которого звонили, но, услышав первые цифры, сказал, что это IP-номер, а значит, по нему никого не вычислить.
В IP-номерах для связи используется интернет-соединение, а не проводные или мобильные сети. То есть звонящий мог находиться где угодно, вовсе необязательно в ЮАР или Венесуэле. Ну, хотя бы сняты претензии к родине Нельсона Манделы.
Невеселая статистика
По официальным сведениям, за первые 9 месяцев 2025 года дистанционные мошенники выманили у россиян около 120 млрд рублей. За тот же период, по некоторым данным, жители Вологодской области лишились почти 833 млн рублей (потерпевших почти 1900 человек). В Череповце с начала года до 16 октября зафиксировано 1079 «дистанционно обманутых» горожан, общая сумма ущерба – около 286 млн рублей.
Елена Бжания