16+

Я ушла из школы, но иногда возвращаюсь туда снова

5 октября
Я ушла из школы, но иногда возвращаюсь туда снова

Мой диплом с отличием лежит в столе и напоминает о другой реальности, в которой я была учителем. Теперь провожу в школе лишь 1 час в месяц, и каждый раз выхожу оттуда с чувством, которое испытываешь после просмотра тяжелого, но правдивого фильма. Я сбежала из системы, но иногда заглядываю в нее, как в заповедник, где выживают сильнейшие.

Когда я захожу в школу, чувствую не запах мела и книг, а запах стресса. Я прихожу как гостья - веду занятие по внеурочной деятельности. Иногда мы рисуем визитки, кем бы хотели стать в будущем, иногда читаем стихи, поём, играем или говорим о журналистике. У меня нет классного руководства, нет бумажной работы, нет необходимости выставлять сотни оценок в электронный дневник. Я - «внеурочка», развлечение. И эта роль дает мне возможность быть наблюдателем, не погружаясь в пучину.

Я вижу, как учительница русского языка, за пять минут до урока пытается разнять двух повздоривших ребят. И тут же успокаивает маму одного из учеников, которая кричит в телефон: «Он опять двойку получил, Вы придираетесь!?». Она не повышает голос в ответ, а сжимает телефон так, что пальцы белеют, и тихо, но твердо говорит: «Давайте мы с вами после уроков всё обсудим». Учительница вешает трубку, делает глубокий вдох, смотрит на меня и улыбается. Через минуту она входит в класс, где ее ждут 30 человек. Моя коллега - фанат своего предмета, просветитель и энтузиаст, сейчас проведёт урок, от которого у детей блестят глаза.

Многорукий бог

Главный навык современного учителя - искусство многозадачности. Кроме основных ЗУНов (знаний, умений и навыков) он должен:

· учить детей, у которых в голове TikTok, семейные проблемы и гормональные бури;
· уговаривать родителей, что их ребенок не гений, но и не безнадежен, и что учитель - не враг;
· уважать администрацию - вовремя сдавать отчеты, планы, проекты, и обязательно участвовать во всех олимпиадах;
· осваивать новые технологии, которые меняются быстрее, чем школьная программа.

У современного учителя мало личного времени. В девять вечера в школьном чате могут спросить: «А почему вы не ответили на сообщение мамы Ивановой?». Учителя работают по выходным. Их отпуск летом - это не отдых, а переход от выгорания к подготовке к новому учебному году.

Я провожу свой урок. Он про творчество, про идеи. Дети оживляются, им интересно. Но ловлю на себе взгляд классного руководителя, который смотрит на часы – пора доставать учебники и тетради.

Между молотом и наковальней

Для родителей учитель слишком строгий или слишком мягкий. Для детей - зануда или «свой пацан», что тоже не всегда хорошо. Для государства - винтик в системе, который должен выполнять указания, иногда абсурдные.

Однажды мне предлагали остаться. Обещали ставку, классное руководство. Я посмотрела на учителей - умных, преданных делу и школе, но измотанных до предела. Я посмотрела на их зарплату, которая не соответствует тому адскому труду, который они вкладывают. Я подумала о том, что за год работы мой энтузиазм и любовь к предмету превратятся в пыль.

И я сказала «нет».

Я ухожу из школы после своего занятия. Мне не нужно проверять тетради, звонить родителям и готовиться к уроку. А они остаются. Мои коллеги, герои без плащей и масок.

Я восхищаюсь ими.

Быть учителем в современной школе - это подвиг. Не романтический, а будничный, незаметный и потому самый трудный. И я испытываю странную смесь вины и облегчения от того, что совершать его каждый день - не мой удел.

Анастасия Тихова

2.jpg

Читайте также